Апрельский Петербург, живущий в самоизоляции, мы с Ириной Мотиной, фотокором агентства Синьхуа (КНР), вновь снимали вдвоём. Начали в дни Пасхи, а потом продолжали день за днём.
— Я наблюдаю за Петербургом с самого начала введения режима самоизоляции, — говорит Ира.
— Ну, и как,— спрашиваю, — заметила какие-нибудь изменения?
— Да. Уже через первые две-три недели из обезлюдевшего Города исчезла тревожная таинственность. Он всё ещё смотрится обновлённым и чистым, но уже появилась какая-то будничность. Маски, перчатки, санитайзеры, машины «Скорой помощи», встречающиеся на дорогах чаще, чем общественный транспорт, — всё это уже превратилось в обыденность. Обыденность, в которой, тем не менее, ощущается сильнейшее внутреннее напряжение. Словно Город, как и миллионы петербуржцев, смирился с реальностью коварного вируса, печально вздохнул и принялся жить дальше, тая в себе надежду, что всё это скоро всё-таки кончится. Ну, ещё одна неделя, ещё две-три, и, в конце концов, всё вернётся на круги своя. А нервное состояние осталось.
— Но ведь был и праздник — Пасха.
— В этом году он не был таким радостным, как это бывает всегда. У большинства напряжённые лица — священников, полицейских, прихожан у ограды собора, волонтёров епархии, допущенных на службу… Вокруг чувствуется скрытая угроза.
Вот уже второй год по выходным дням петербургский фотожурналист, председатель Гильдии фотожурналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Чепакин отправляется с коллегами и теми, кто хочет познать секреты профессии, в путь по родному городу. Эти «прогулки» проходят в рамках образовательного проекта «Петербургские фотопутешествия» #photowalksspb
Фотографы гуляют, думают, снимают… Перед следующим выходом встречаются и досконально обсуждают-разбирают сделанное. Готовят отчёт-публикацию для журнала и материалы для выставок.
Проект открыт для всех фотографов, независимо от стажа и опыта.
Вопросы по участию: a.chepakin@yandex.ru.
В пасхальную ночь почти все фоторепортёры, находящиеся в строю, работали на Пасхальной службе и крестном ходе. Привычно делали своё дело, но не могли не поделиться друг с другом тревожными мыслями.
В очередной раз задавались вопросом: что такое пандемия COVID-19 — реальная вселенская угроза или шанс для властей большинства стран построить нас ровными послушными рядами?
Говорили, что Петербург, в отличие от Москвы, в борьбе с коронавирусом пока не взял под козырёк безумным решениям, чтобы показать своё рвение перед центральной властью. А как будет завтра?
Ещё обсуждали, почему такие очереди «скорых» при подъезде к приёмному покою больниц, можно ли верить безвестным докторам, которые выступают в Сетях с рецептами надёжного излечения от вируса…
Гадали, что нас ждёт в конце мая, летом?
Мы смонтировали весь Невский в один кадр, который открывает этот фоторепортаж. Автомобилей очень мало, а пешеходов и вовсе почти нет. Посчитайте людей на других снимках — гало над Дворцовой площадью, полицейские патрули, верующие на пути в Казанский собор, немолодой охранник у Гостиного Двора...
Таким пустынным я видел наш Город только в мои юные годы утром. Правда, масок на лицах тогда не было.
Но это не значит, будто сегодняшний Петербург сидит по домам. К примеру, на василеостровском намыве работают строители, крутятся бетономешалки, и медленно, величаво плывёт в небе лес высотных кранов…
Когда люди трудятся, это нормально. Ненормально, когда, невзирая на пандемию, люди гуляют — дети и взрослые, компаниями. Весёлые и беззаботные. Их немало в окраинных районах Петербурга, особенно в конце апреля и в начале мая. Кажется, словно всё это происходит в каком-то дурном фильме…
И пока в этом дурном фильме одни гуляют и веселятся, другие — медики, спасатели, коммунальщики — делают всё, чтобы помочь горожанам избежать ещё больших заболеваний… Они — простые люди, такие же, как мы с вами. Но это — настоящие герои. И можно только сожалеть, что про них, увы, в официальных СМИ говорят, пишут и показывают до обидного мало.
Фото: Ирина Мотина, Андрей Чепакин