Михаил Лермонтов. Зачем мятежный, он жаждал бури?

Сегодня 206-я годовщина со дня рождения Михаила Лермонтова. Президентская библиотека знакомит читателей со своей электронной коллекциейкоторая содержит материалы о творчестве и загадочной личности классика. 

 

В  коллекции «М.Ю. Лермонтов (1814–1841)» представлены, в частности, черновые варианты знаменитых литературных произведений Лермонтова, его многочисленные рисункивоспоминания о нёмвидеолекцииВ издании «Литературное наследство. № 45/46. М.Ю. Лермонтов» статья литературоведа Бориса Эйхенбаума повествует о случайно обнаруженной рукописи с неизданными стихотворениями Лермонтова. Большой интерес представляют поэтические произведенияиллюстрированные Иваном Айвазовским и Виктором Васнецовым. 

 

Многие авторы биографических очерков стараются найти корни гениальности в раннем детстве будущего поэта. Он был хрупким ребёнком, рано потерявшим родителей — отец, мягко говоря, не проявлял рвения в воспитании сына, мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего два года. Её образ запечатлён воспоминаниях родственницы Лермонтовых, представленных в электронной копии альбома «М.Ю. Лермонтов»: 

«Марья Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка своего к себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».  

Из того же альбома можно узнать, что маленький Михаил, оставшийся после смерти матери на попечении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в её имении в Тарханах, рано начал проявлять поэтический талант: 

«С нежнейшего возраста бабушка следила за играми внука. Её поражала ранняя любовь его к созвучиям речи. Едва лепетавший ребёнок с удовольствием повторял слова в рифму: пол  стол или кошка  окошко… Улыбаясь, он приходил к бабушке поделиться своей радостью». 

«Влечение к рисованию не покидало поэта до конца жизни,  рассказывается там же, в альбоме «М.Ю. Лермонтов» Когда бабушка, по воспоминаниям современников, из постоянного опасения за судьбу внука просила его не писать стихов и не рисовать карикатур, наделавших много шума в петербургском обществе, поэт говорил: Что же мне делать с собой, когда я не могу так жить, как живут светские люди. Бабушка просит меня не писать больше стихотворений и не брать в руки карандаша,  не могу, не могу». 

Позже в отрывке из неоконченной повести Лермонтов, рассказывая о детстве Саши Арбенина (в большой степени  о самом себе), изображал своего героя «преизбалованным и пресвоевольным ребёнком»… «Он семи лет умел уже прикрикнуть на непослушнаго лакея. Приняв гордый вид, он умел с презрением улыбнуться на низкую лесть толстой ключницы». 

Да, он много болел. Но «болезнь эта имела важные следствия… он выучился думать. <…> Воображение стало для него новой игрушкой. <…> В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привык побеждать страдания тела, увлекаясь грёзами души»,  пишет историк и критик русской литературы Александр Скабичевский в исследовании  «М.Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность».  

«Не по годам умственно развитый, горячий поклонник Байрона, Шиллера и Руссо», говорит далее Скабичевский, Лермонтов, став студентом Московского университета, продолжал оставаться одиноким, ироничным и — в глазах окружающих — несколько странным молодым человеком. 

«Многие русские поэты говорили о своём презрении к толпе— отмечал литературовед Ираклий Андроников в «Жизни Лермонтова»,одном из оцифрованных раритетов Президентской библиотеки, — но ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению всего неизмеримого трагизма этой неравной борьбы».  

«Это… зависело не от одного сознания Лермонтовым своих колоссальных умственных сил, а было привито ему тою кастовою замкнутостью и чванством, в духе которых он был воспитан в доме своей бабушки, — читаем в издании «М. Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность». — Высокомерное отчуждение не позволило ему сблизиться ни с кружком Белинского, ни с философствующим кружком Станкевича, ни с фрондировавшим кружком Герцена».  

А с Белинским они всё же встретились. Это произошло в апреле 1840 года, перед отправкой Лермонтова на Кавказ. С большим сомнением в том, что они найдут общий язык, шёл критик на эту встречу, предполагая, что она надолго не затянется. Как же он ошибался: разговор продолжался около четырёх часов! 

«В словах его было столько истины, глубины и простоты!  цитирует слова Белинского о поэте Александр Скабичевский в исследовании «М.Ю. Лермонтов, его жизнь и литературная деятельность»— <…> Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!.. Недаром же меня так тянуло к нему».  

К тому времени Лермонтов был известен как автор «Демона», «Мцыри», «Бэлы»... Он уже написал «Смерть поэта», за что и был сослан на Кавказ. 

Как и многие русские, он уезжал на Кавказ, понимая, что там будет чувствовать себя свободнее, чем в имперском Петербурге. Но жило в нём и фатальное предвидение своего скорого финала. Как писал Александр Герцен, «к несчастью слишком большой проницательности в нём прибавлялось другое  смелость многое высказывать без подкрашенного лицемерия и пощады. Люди слабые, задетые никогда не прощают такой искренности…».  

Мартынов не простил. Лермонтов погиб на горе Машук в результате бессмысленной дуэли.  

Ему было всего 27… Однако он был уже зрелым человеком и зрелым художником. Настолько, что, смотря на гладь Финского залива, создал один из своих шедевров почти экспромтом  

Белеет парус одинокий 

В тумане моря голубом!.. 

Что ищет он в стране далёкой? 

Что кинул он в краю родном?.. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

17 + десять =