Этот безумный, безумный глобальный мир!

Главный персонаж Ноуруза, иранского Нового года, — Хаджи Фируз стал жертвой борьбы с расизмом в рамках BLM. Он осуждён за блэкфейсинг, хотя черноликим стал тысячи лет назад. Таков глобальный мир.

Блэкфейс (black face), кто не знает, — вариант театрального грима, который использовали американские комики в своих шоу и водевилях. Они представляли весёлые скетчи из жизни афроамериканцев — сельских работяг, городских модников или наивных громил, которые сначала были рабами, а потом стали свободными, но неполноправными гражданами США.

С середины XIX века по середину XX американцам было смешно. Теперь — стыдно за то, что распространяли стереотипы относительно представителей негроидной расы. Сегодня за блэкфейс можно вылететь из университета, будь ты студент или профессор. Замешанному в блэкфейсе придётся забыть о публичной политике, юриспруденции, госслужбе, науке или журналистике. Пусть даже он согрешил чернением лица в далёкой юности — если раскопают, отменят все последующие заслуги. Культура «отмены» тоже становится глобальной.

Хаджи Фируз, кто не знает, — вариант иранского Деда Мороза. Весёлый человек в ярком одеянии и причудливом головном уборе с барабаном или тамбурином в руках и лицом, измазанным сажей или ваксой. Они появляются на улицах иранских городов в середине марта, в канун наступления Нового года, и распевают весёлые песенки о победе света над тьмой и приходе весны. Они, в сущности, — глашатаи света и солнца. Даже имя у них говорящее: «фируз» на фарси — победительный. Прохожие охотно присоединяются к песнопениям и пляскам Хаджи Фируза, а иногда кидают ему в торбу несколько монет.

Этим костюмированным шествиям в Ноуруз не одна тысяча лет. Есть версия, что так приветствовали Таммуза, божественного пастуха, умирающее и воскресающее божество плодородия в Древнем Шумере. В новоперсидской литературе Хаджи Фируз, как правило, печальный человек, который прячет свою грусть под клоунской маской и несёт радость окружающим.

Сотни лет никого черноликие Хаджи Фирузы не смущали. Но вот в канун нового 1400-го года по иранскому календарю, на фоне всеобщей борьбы с расизмом и торжественного продвижения по планете идей движения BLM, мэрия Тегерана запретила Глашатаям весны чернить лица. Да, это предписывается давней традицией, но нельзя обижать чернокожих соотечественников и гостей страны.

Казалось бы, где Иран, а где Америка с её чудовищными антииранскими санкциями и не менее чудовищной антииранской риторикой? Казалось бы, уж иранцам эти буржуазно-толерантные дискуссии и политкорректные выверты должны быть безразличны, тем более что «системного расизма», связанного с рабством, мир ислама не знал. Однако глобальный мир не дремлет…

В фарсиязычном twitter и Facebook и даже в новомодном Club House началась жаркая дискуссия вокруг чернолицего Хаджи Фируза. Кто он на самом деле — Глашатай весны или символ расизма? Спорят, так что искры летят, как и положено в ходе высоких интернет-диспутах.

Образованные литературоведы указывают на то, что чёрное лицо Хаджи Фируза —вовсе не намёк на его негроидное происхождение и статус раба или бывшего раба, а символ того, что он вернулся из мира мёртвых, сумел победить тьму и принёс людям свет. Так что не стоит отказываться от старинной традиции иранского мира в угоду чуждой политкорректности.

Не менее образованные историки вспоминают, что чернокожие рабы в Персии всё же были. Их привозили арабские купцы из Занзибара или Мавритании и продавали на рынках Исфахана и Шираза. Рабов из Африки покупали богачи, чтобы определить в прислугу. Правда, заморская работорговля была запрещена Мухаммад-шахом Каджаром в 1848 году. Тогда как рабство в Иране запретили только в 1928-м. Но, тем не менее, были они — чёрные рабы!

Ещё более образованные социологи уточняют, что наличие чернокожих рабов в истории Персии не означает, что появление с чёрным лицом — непременный намёк на раба-негра. Потому что в отличие от США, институт рабства не был увязан с расой. Рабом мог стать человек с любым цветом кожи, а наличие африканской крови на Ближнем Востоке никогда не предполагало сегрегации и социальной депривации, как в Америке. Там в некоторых штатах ещё в 1950-е человек с ничтожным количеством африканской крови не мог вступить в брак с белой женщиной. А исламский мир не знал системного расизма, и ещё в халифате Аббасидов на трон мог взойти сын эфиопской рабыни-наложницы — никого это не смущало.

В общем, большинство интеллектуалов за то, что черноликий Хаджи Фируз — часть национальной иранской культуры и отказываться от него глупо.

Показательная история на фоне бесконечных инцидентов с преклонением или не преклонением колена в знак смирения и раскаяния за преступления предков-рабовладельцев произошла не так давно в Британии с футболистами из России. Перед игрой с «Челси» игроки «Краснодара» не встали на колено. Английские болельщики русских освистали.  Потом судейская бригада Карасева — тоже не встала на колени, раскаиваясь в рабовладельческом черном прошлом. А вот судья Левников – встал. Все это сопровождается бесконечными криками «молодцы» или «ату» и «позор», а заодно рассуждениями про собственную гордость и общемировые ценности.

Мы действительно живём в глобальном мире. Но глобальный — не значит единообразный. Мы всё равно все разные и не обязаны унифицировать свои взгляды, обычаи и привычки до глобального однообразия безликости…

Мне в этом смысле понравилась нидерландская гордость.

В этой стране тоже есть чернолицый рождественский персонаж, вокруг которого началась антирасистская истерия. В 2013 году международные бюрократы  из ООН усмотрели в рождественском помощнике Синтаклааса по имени Чёрный Пит чистую форму дискриминации и расизма, презрение к чернокожим и африканской культурe. Им возразили: по местному преданию, Синтaклаас и Чёрный Пит — лучшие друзья, а чёрным Пит стал от того, что лазит по дымоходам и раздаёт подарки детям. Короче, никакой связи с рабством здесь нет.

В 2015-м голландские власти, чтобы снизить накал дискуссии и снять международные претензии относительно расизма, включили праздник с участием Синтaклааса и Чёрного Пита в Национальный инвентарный лист духовного культурного наследия Нидерландов.

Наверное, иранцам тоже стоит подумать о международной легализации черноликого Хаджи Фируза. И россиянам — тоже, пока на чучело Масленицы не набросились ярые феминистки — отчего именно женский персонаж сжигают на Руси, встречая весну?!

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

двадцать − восемь =