Почему в магазинах всё так дорожает?

Сергей Ачильдиев
Август25/ 2021

Покупатель удивляется: когда уже прекратят расти цены? Продавец отвечает: а почему вы считаете, что они не должны расти? Так как понять, кто прав и в чём причины реальной инфляции?

 

У нас давно никто не спрашивает, почему цены никогда не идут вниз, за исключением разве что сезонных снижений на овощи и фрукты. Люди недоумевают, отчего цены почти никогда не поднимаются на два-три-пять процентов, а, как правило, взлетают сразу на 10-20-40.

И то верно, ну что такого случилось, из-за чего нынче, по итогам первого полугодия, сахар должен был подорожать на 47 процентов, картошка — на 50, морковка — на 56, а свёкла — аж на 69?!

Почему в июне, когда на селе и дачных участках самое время для строительства, рост цен на стройматериалы в сравнении с январём, составил почти 20 процентов, в том числе досок — 15,7?

И ведь все эти скачки зафиксировали не какие-нибудь бабы Дуни и дяди Сени, которым всюду видятся «происки и бредни», а Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

Многие покупатели считают, что во всём виноваты производители и продавцы: вздувают цены, чтобы заполучить побольше прибыли! Вот и премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в мае перед депутатами Госдумы, назвал «жадность отдельных производителей и торговых сетей» как одну из важных причин подорожания продовольствия.

Думаю, глава правительства поставил в один ряд отдельных производителей и социальные сети потому, что имел в виду фирмы, работающие в тех сферах, где конкуренции нет или почти нет. А монополисты и без пяти минут монополисты, тем более занятые в негосударственном секторе, — абсолютные властелины ценообразования. Особенно на продовольственном рынке, где покупатель, даже со скромным доходом, не сможет отказаться от визита к продавцу. Это вам не покупки нового дивана или пальто, которые могут и подождать месяц-другой. Есть надо каждый день и набирать как минимум 1200 калорий. В итоге российская семья тратит на питание в среднем 40 и более процентов своего бюджета, тогда как европейская (опять-таки в среднем) — около 10.

Вот вам и причина роста цен — слабая конкуренция на рынке. А точнее — слабая поддержка со стороны государства малого и среднего бизнеса.

Причина эта, повторюсь, крайне важная, но, увы, далеко не единственная.

В последние годы цены на мировом рынке продовольствия неуклонно растут — погода всё более капризная и непредсказуемая, топливо дорогое, людей на планете (а, значит, и потребителей) всё больше, да тут ещё проклятая пандемия с её локдаунами. Но после развала СССР, который являлся крупным импортёром продовольствия, Россия быстро превратилась в одного из ведущих — а по некоторым позициям, в ведущего — экспортёра. И, казалось бы, этот факт позволяет нам не особо оглядываться на мировые цены.

Однако в реальности это не так. Наши производители — при не ахти каком конкурентном внутреннем рынке — хотят и дома получать не меньше прибыли, чем за границей. Кстати,  это касается и нефтяников, поэтому бензин у нас дорожает независимо от того, падает стоимость барреля нефти на Нью-Йоркской товарной бирже или растёт.

Ещё один фактор — импортозамещение, о котором было сказано очень много и которое на деле сильно помогло в развитии отечественного сельского хозяйства, производства продовольственной продукции.

Но в современном мире нет ни одной страны, которая бы полностью сама себя кормила и поила. И  Россия не исключение. Во многих наших продуктах запрятаны импортные составляющие — от высокоурожайных семян и оборудования на предприятиях-изготовителях до пищевых ингредиентов. При слабом рубле по отношению к ведущим мировым валютам это весьма заметно влияет на конечную цену многих продовольственных товаров.

Ну, и ещё один значимый фактор. Когда растут цены на бензин, дизельное топливо и газ, на электрическую и тепловую энергию, — всё это не может не отражаться на любом продукте, будь то буханка хлеба, йогурт, молоко, сыр, деревянный брус, вагонка или шпунтовая доска… И тут уж нередко возникает мультипликативный эффект: по отдельности топливо, электричество, вывоз мусора и т.д. подорожали на копейки, а в результате кило или литр чего-нибудь съестного — на 10-20-30 рублей.

Правительство пыталось сдерживать подорожание продуктов с помощью замораживания цен. Но это, как показывает практика, лишь отложенный рост цен. Долгая заморозка приводит к тому, что бизнес не развивается, переходит на более дешёвые (читай — менее качественные) ингредиенты или, терпя убытки, попросту свёртывается, а и то и закрывается. Зато, как только замораживание отменят, цены взлетают под облака. Ещё бы, ведь производитель и продавец стараются поскорее компенсировать образовавшиеся убытки, а нередко и долги.

С чем зачастую и сталкивается в магазине бедняга покупатель.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемь + 14 =