В России вновь идёт переосмысление недавнего прошлого. Опять кажется, что на самом деле раньше-то было лучше. И многие даже хотят туда вернуться. Но возможно ли и нужно такое возвращение?
После Октябрьской революции 1917 года большевики фактически поставили крест на всей предыдущей истории России. Царское самодержавие было объявлено преступным, помещики и капиталисты — кровопийцами, сосущими кровь трудового народа, религия провозглашена опиумом того же народа, интеллигенция подвергнута травле.
В общественном сознании довольно быстро сложилась картина поистине страшной дореволюционной жизни. Там сплошь и рядом встречались угнетение трудящихся, нищета, вопиющая несправедливость и тотальная безграмотность.
На школьных уроках истории учителя объясняли, что Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачёв — герои, погибшие за народное дело, тогда как их победители, включая полководца Александра Суворова, наоборот, — враги. В книгах и фильмах превозносили народовольцев-террористов, которые убили Александра II и немилосердно стреляли в царских чиновников, а также, конечно, большевиков, которые не гнушались ради светлого будущего даже «эксами», то есть грабежами…
Короче, молодые поэты сбросили с корабля современности Пушкина, воинствующие безбожники — Иисуса Христа, а власть — все достижения прежней России, всех князей и царей, фрейлин и офицеров российской армии, заводчиков и фабрикантов, городовых и присяжных…
* * *
Однако, начиная с горбачёвской гласности и в последующие годы, после семи десятков лет коммунистического владычества с его массовой пропагандой, добела промывавшей мозги всюду, от детского сада до старческой богадельни, сама советская власть стала восприниматься как преступная.
Оказалось, что все эти сталины, свердловы, троцкие, калинины, молотовы, кагановичи, будённые, ворошиловы не имели никакого образования и все их коммунистические идеи — начётнические, искусственные, а по сути своей антинародные. В результате не удивительно, что политика таких властей оборачивалась для народа катастрофическими последствиями.
Гражданская война, развязанная большевиками (Ленин писал: «Превращение империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг»), унесла около 1,5 миллиона человек.
В 1918–1930 годы до 85 процентов священнослужителей были уничтожены или содержались в тюрьмах и лагерях [5. С. 160].
Коллективизация привела к тому, что на Украине, Северном Кавказе, Южном Урале, в Поволжье, Казахстане начался страшный голод, который свёл в могилу от 5 до 8 млн. человек [1. С. 12].
Лишь в течение 17 месяцев Большого террора (1937–1938) в стране подверглись аресту 1,7 млн. граждан, из которых свыше 700 тысяч казнили [3. С. 12].
Несмотря на все россказни об успехах колхозного строя, только в 1974–1981 годы советские закупки зерна за рубежом выросли с 6,8 процента от того, что собиралось в стране, до 41,4 процента [4. С. 23].
Уже в 1980-е годы 70 копеек с каждого бюджетного рубля государство тратило на военные нужды [2. Т. 2. С. 164].
…В общем, складывалась картина, которая однозначно доказывала: советская власть с её марксистско-ленинской идеологией была чудовищной ошибкой. А дореволюционная Россия на самом деле являлась очень успешной и бурно развивающейся, особенно в годы, предшествовавшие Первой мировой войне.
В 1992 году Станислав Говорухин даже снял о той стране документально-публицистический фильм «Россия, которую мы потеряли», и фильм этот стал настоящей бомбой.
* * *
И вот теперь новый кульбит в головах.
По всем опросам, 18 лет правления Леонида Брежнева отныне считаются лучшими в нашей новейшей истории.
Пользователи соцсетей отмечают дни рождения пионерии и комсомола как всенародный праздник.
Политологи с серьёзным видом не устают заявлять, что Михаил Горбачёв и затем Борис Ельцин развалили Советский Союз.
Отдельные экономисты открыто утверждают, что плановая экономика и госсобственность на крупнейшие предприятия промышленности — это правильно, потому что хорошо.
В третий раз за последние сто с небольшим лет мы хотим перевернуть принципы нашего общественного бытия. Не буду сейчас обсуждать, когда было лучше — до советской власти, при ней или после неё. Это всё уже обсуждалось и переобсуждалось многажды, и ещё одна, миллион не знаю какая по счёту, дискуссия ничего не даст. Теперь гораздо важнее другое.
Сегодняшним сторонникам возвращения к советской власти, наверное, кажется, что возродить вчерашние смыслы можно легко и быстро. Но они сильно ошибаются. Вспомните, как дался нашим предкам переход от царизма к ленинскому социализму и как мы сами плыли, захлёбываясь грязной холодной жижей, от «совка» к жиревшим на глазах олигархам. Причём во второй раз нам ещё несказанно повезло — мы каким-то чудом сумели избежать гражданской войны.
И тут самое время задать третий вечный русский вопрос: почему? Почему вот уже столетие мы ходим по кругу в поисках собственного социального устройства?
Может, всё дело в том, что в 1917-м наши прадеды, а в 1991-м наши отцы и уже мы сами поспешили тотально отвергнуть всё предшествующее?
Поверьте, я далеко не сторонник советской власти. Однако и мазать её сплошь чёрной краской не стану. Там было немало хорошего. И прежде всего — в социальной, образовательной и культурной сферах. Множество бесплатных детских кружков и спортивных секций, с соответствующей инфраструктурой, а также с профессиональными педагогами и тренерами. Система образования, без всякой бабы ЕГЭ открывавшая талантливым девочкам и мальчикам из далёких городов и сёл доступ к будущей профессии. Разветвлённая структура книгораспространения, охватывавшая всю страну…
Я привёл навскидку всего три примера. На самом деле их, конечно, гораздо больше. Но это никак не Госплан и не огосударствление экономики, не пионерия («мы делу партии верны!») и не комсомол («надёжный резерв КПСС»), не искусственно заниженные твёрдые цены на потребительском рынке, что неминуемо приводит к тотальному дефициту и разрушению экономики, и не льготы, распределяемые в соответствии с должностями…
История — это постоянный выбор того, что надо взять из прошлого в настоящее и отчего отказаться. А ностальгические слёзы по былым временам не приносят ничего, кроме новых бед.
Литература
- Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991
- Волкогонов Д. А. Семь вождей. В 2 т. М., 1997
- Коэн С. Жизнь после ГУЛАГа. Возвращение сталинских жертв. М., 2011
- Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985–2005. М., 2007
- Хоскинг Д. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. М., 2012