Где искать потенциально успешного героя? Почему не важен возраст зрителя? Об этом и многом другом рассказывает молодой художник анимации, призёр двух кинофестивалей Георгий Зобов.
— Сегодня российской мультипликации можно позавидовать. Открываются новые студии, впервые празднуется День анимации, государство поддерживает производство мультфильмов льготами и грантами. Скажите, Георгий, а как изменился сам мультипликатор? Что у него на первом месте — собственный интерес к идее или её актуальность?
— У каждого отдельно взятого мультипликатора своё виденье. Но если хочешь быть в контексте времени, то с каждым годом в России всё актуальнее соответствовать реальности. Рынок растёт, инвестируются средства, появляются фестивали, а значит, увеличивается объём контента. Людям интереснее то, что касается их жизни, чем выдуманное. Это видно по тенденциям в искусстве, кинематографе. Сейчас большую популярность имеют проекты, которые откликаются на актуальные события.
— Ваш короткометражный мультфильм «Изоляция» о приключениях мальчика в опустевшем городе получил признание на международных кинофестивалях «Зилант» и «Молодой киновек». Проблема, которую он затрагивает, — одиночество и потерянность в период самоизоляции — касается каждого. И дело не только в недавней пандемии. В нашем сложном мире мы все в известном смысле одиноки. А вообще, сейчас сложнее задеть зрителя за живое?
— Это всегда одинаково сложно. Всегда было и всегда будет. Сложность не увеличивается и не уменьшается, она просто присутствует — это перманентное состояние. Чтобы достучаться до зрителя, нужно в первую очередь самому прочувствовать героев и сюжет. Возможно, что-то изменится, если изобретут нейросеть, которая сможет генерировать сюжеты, способные достучаться до сердец зрителей. Но я думаю, не сможет.
— Что сейчас в приоритете для анимации — форма или содержание?
— Я считаю, что конкретно сейчас — форма. Ведь рынок только строится, а строящийся рынок — это попытка делать то, что уже было успешным. Большинство новых анимационных сериалов сделаны по общепринятым лекалам, зачастую зарубежным, но там уже есть задатки на уникальность. Это и есть цель формы — привлечение масс. Когда этим пресытятся, будет упор на смысловые аспекты. Но для меня всегда будет важнее содержание, ведь форма — это скорее инструмент для заработка.
— В сравнении с советскими мультипликаторами, которые чаще работали по заказу, у современных авторов наверняка остаётся больше невостребованных работ. Что происходит с героями, которых не выпустили на экран?
— Ничего не происходит. То, что не прошло отборочный этап — умерло, не родившись. Всё-таки правда жизни в том, что если ты не смог что-то сделать успешным, это вряд ли получит развитие. Но если оставить проект на будущее, то на его востребованность будут влиять два фактора — упорство автора и потенциал персонажа, его актуальность.
— И у вас были такие проекты?
— У меня есть проект, который ещё не вышел, — музыкальный клип. Я до последнего уверен, что всё получится. Но если клип выйдет, я буду рад, ведь герой хороший, — посмотрим до конца года. Самая важная причина, по которой не выпускают работы, — их не продвигают. Если ты хочешь добиться масштабного успеха, то не нужно молчать. Вторая причина — персонаж плохой, не попадает в контекст времени. Многое уходит в стол, и это нормально. Если бы работы не уходили в стол, не было бы ценности вышедшего.
— Как вы считаете, в последние годы у современной мультипликации расширилась зрительская аудитория?
— Да, в России благодаря государственной поддержке и потребностям тех, кто интересуется анимацией, она постепенно расширяется. Ведь у нас есть потрясающий советский бэкграунд. Даже выдающийся режиссёр анимационного кино Хаяо Миядзаки вырос на советской «Снежной королеве». Без этого фундамента не было бы в массовом сознании такого сильного интереса, желания сравнить новое с прошлыми достижениями.
— «Мультфильмы смотрят только дети» — это стереотип, который остался только в прошлом, или ещё есть отголоски?
— Отголоски есть. Стереотип сформировался во многом потому, что взрослым сложнее серьёзно воспринимать нарисованные, а не реальные объекты. Но анимация изначально создавалась не для детей, просто такой порядок зафиксировался в обществе. Для меня анимация и мультфильмы — не детское и не взрослое кино, но даже звучание слова «мультик» располагает к игрушечному восприятию. И всё же я уверен, что со временем появится понимание семейных мультфильмов для всех.
— Говорят, мультфильмы влияют на детское сознание, это правда?
— Конечно. Например, я в детстве смотрел абсолютно все мультики, сравнивал их между собой, и только сейчас задумался, что так и возник мой интерес. В целом очевидно, что все массовые продукты — инструменты влияния на взгляды и установки, и мультики не исключение. Просто важно показывать детям такое кино, чтобы они росли счастливыми.
— А как анимация справляется с клиповым мышлением? Вы стараетесь удержать внимание зрителя или не боитесь задавать свой ритм?
— Тут возникает грань между авторским и коммерческим. Клиповость мышления основывается на стремлении мозга к минимальным затратам сил, поэтому зритель иногда хочет не задумываться, а просто реагировать на какие-то инстинктивные сигналы. И чем меньше простоты в мультике, тем сложнее он для восприятия. Снижается массовость аудитории. Поэтому надо соблюдать баланс в зависимости от цели: если в приоритете — заработок, не надо уходить в глубину. Я пока существую в относительной свободе, исследую этот баланс, как было в «Изоляции», с сохранением авторских пауз. Сравнивая с другими авторами на фестивалях, понимаешь, что предстоит ещё долгий путь в мультипликации.
— Вы развиваете соцсети, ведёте ютуб-канал, участвуете в конкурсах. Всё это нужно, чтобы стать успешным?
— Это не всегда обязательно. Иногда можно быть в тени, но делать что-то качественное и совмещать это с развитием личного бренда. Я пытаюсь соблюдать баланс, чтобы была мотивация работать, интерес со стороны.
— Есть ли в российском пространстве платформы, фестивали, участие в которых для начинающего мультипликатора — удачный дебют?
— Всегда по-разному. Для меня каждая победа или прохождение — успех. Попасть в конкурсную программу «Суздальфеста», «Бессонницы», «Большого фестиваля мультфильмов» — очень здорово. Это некоммерческие мероприятия, и у них выше уровень: тебя берут, если ты действительно подходишь по уровню. Когда туда попала «Изоляция», это воспринималось как удачный дебют.
— Какими же качествами должен обладать современный мультипликационный герой, чтобы завоевать сердца зрителей?
— Он должен ассоциироваться с самим зрителем — это и есть самое важное. Для меня такими персонажами стали главные герои мультфильмов «Эй, Арнольд!» и «Приключения кота Леопольда».
— Можете назвать три любимых направления в мультипликации, за которыми будущее?
— Это анимационная драма со сложным содержанием, мультипликационные ситкомы и детская анимация. Они — та стезя, которая всегда будет существовать, независимо от прошлого и будущего.