Был ли Андрей Рублёв новгородцем?

Александр Крейцер
Январь12/ 2024

Во времена Андрея Рублёва самой известной иконописной школой была новгородская. Это заставляет предположить, что великий иконописец учился в Новгороде.

Ещё в конце прошлого века некоторые исследователи предполагали: Андрей Рублёв скорее всего учился в Новгороде, ибо в то время новгородская иконописная школа была главенствующей на Руси.

И, действительно, изначальная связь Андрея Рублёва с Москвой была во многом выдумана политиками как при жизни иконописца, когда происходило возвышение Москвы, так и раннего советского времени — эпохи переноса столицы в Москву из Петербурга, преемника свободолюбивого Новгорода на северных землях.

Сейчас общепринятой считается точка зрения, согласно которой времена Рублёва являют собой расцвет московской иконописной школы, породившей великого иконописца. Но возникает вопрос: о каком же расцвете можно говорить, если из крупнейших мастеров эту школу представлял один Андрей Рублёв со своей «Троицей», да ещё автор звенигородского чина?

Принадлежность трёх икон этого чина Рублёву ныне опровергнута благодаря сопоставлению их стилистических особенностей и стиля рублёвской «Троицы» и, в результате, обнаружению их несовместимости. Но неизвестный создатель звенигородского чина, состоящего из больших икон Спаса Вседержителя, Архангела Михаила и Апостола Павла и бывших когда-то частью единого иконостаса, вполне мог быть иконописцем, приглашённым из Греции, как, например, Феофан Грек, чьё творчество не вписывается ни в какую школу вообще.

Приходится констатировать: своими художественными достижениями Москва обязана культуре присоединённых земель. А чтобы породить такого гения, как Андрей Рублёв, требовалось влияние мощнейшей сторонней иконописной школы.

Именно такой школой, как и утверждал ряд учёных, была новгородская.

Иных крупных, со своими традициями, школ иконописи во времена Рублёва не было, хотя иконы писались в Ярославле, Угличе, Романове, Борисоглебске, Суздале, Ростове и других городах. Школа появляется там, где есть мысль о будущем. А когда в любой момент могут прийти татары и всё уничтожить — какой смысл думать о школе? В Новгороде татар не было. Точнее были. Но их иго ограничивалось сбором дани.

Тем не менее, подтверждений того, что стилистические черты рублёвской «Троицы» имеют соответствие в иконописи Новгорода, до недавнего времени не было.

Но в 2018 году в интернете появилась публикация «В Новгороде была своя “эпоха Андрея Рублёва”», основанная на интервью с Юлией Борисовной Комаровой, хранителем фонда древнерусской живописи и резного дерева, старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника. Она рассказывала об иконах музейной экспозиции и обосновывала ту мысль, которая зафиксирована в названии публикации: именно во времена Рублёва, т.е. в конце XIV века — начале XV века, в Новгороде писались иконы, стилистически близкие рублёвскому стилю [В Новгороде была своя «эпоха Андрея Рублева» // Новгородские новости «Портал 53» Дзен  https://dzen.ru/a/WoEuj8iQECzx3aVs].

Выводы Юлии Комаровой являются мощным подтверждением того, что на формирование Андрея Рублёва воздействовала имеющая четырехвековую историю мастерская архиепископа при Софийском соборе Новгорода.

И не исключено, что при создании ангельских образов «Троицы» на Рублёва могли оказать влияние три ангела, хорошо различимые вверху с краёв слева и справа на иконе Софии–Премудрости Божией новгородского извода из Благовещенского собора Московского Кремля. Эти ангелы восходят коленопреклоненно с двух сторон один за другим к престолу, на котором лежит Книга. Причём каждый средний из трёх ангелов полуоборачивается назад. Рублёв же рассадил троицу ангелов по кругу вокруг престола, на котором установил Чашу.

В Новом Завете Христос, обращая внимание на стих из Псалтири «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22), неоднократно свидетельствует о себе как об отверженном строителями камне, положенном затем во главу угла.

Находясь в прямом смысле в крайних углах новгородской иконы Софии-Премудрости, три ангела, возможно, стали краеугольным, основополагающим камнем иконы Троицы, взятым из новгородского образа, основой которого является крылатое существо, изображающее Премудрость. От показа такого существа Рублёв отказался. Но из угловых, почти отверженных создателями-«строителями» иконы Премудрости новгородского извода образов трёх ангелов могла выйти рублёвская «Троица».

Таинственная икона Софии-Премудрости, появление которой зафиксировано в XV веке, хранит в себе Премудрость Новгорода, и, возможно, являет собой образ завершения сугубо новгородского Пути перед окончательным присоединением Новгорода к московскому царству и перед началом объединения новгородской традиции с иными «местническими» явлениями в русле единой художественной школы. В самом её истоке стоит Рублёв, передавший эстафету от Новгорода к Москве.

Но нужно учитывать и то, что преемником Великого Новгорода на северо-западе страны стал Санкт-Петербург. И если Андрей Рублёв был новгородцем, то он был и петербуржцем.

И если Петербург — наследник и продолжатель Новгорода, то три рублёвских ангела становятся краеугольным камнем северной столицы.

Согласно одной из философских трактовок, София — всеединство. Но христианское всеединство есть всеединство в Троице. Его и демонстрирует рублёвская «Троица». И, получается, образ гениального иконописца можно с равным успехом назвать иконой Софии.

Но такой образ будет иметь мало общего с новгородской иконой Софии-Премудрости, в которой на названный смысл троичного всеединства лишь слегка намекают три ангела в крайних верхних углах. Икона Рублёва будет и не иконой Софии-Премудрости Божией киевского извода, имеющей свою, уникальную, иконографию. Образ Андрея Рублева трудно назвать и чисто московским, что обосновывалось выше.

Так какой же школе будет принадлежать икона? Вселенской. И её смысл лучше всего выражает всемирный город Санкт-Петербург. Рублёвский образ несёт в себе троичную энергию, объединяющую человечество.

 


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три + семнадцать =