Вы не поверите — трансгенные продукты по-прежнему широко продаются в российских магазинах! И никто не протестует. Как это понимать — граждане смирились или, наконец, признали, что ГМО не опасны?..
Что и каким чиновникам дороже всего
Вот последнее — майское — сообщение на эту тему.
В начале нынешнего года заканчивалось действие прошлогоднего правительственного постановления об освобождении от госрегистрации трансгенных соевых бобов и соевого шрота, которые закупаются за рубежом для корма скота. Однако Министерство сельского хозяйства выступило за то, чтобы действие постановления было продлено.
В ответ губернаторы Калининградской, Белгородской, Курской и Липецкой областей, ссылаясь на заботу о здоровье людей, обратились в правительство с ходатайством об отмене решения Минсельхоза.
Тем не менее, победа в этом сражении осталась за министерством. Таким образом, и в этом году генно-модифицированные соевые бобы и шрот можно ввозить в Россию беспрепятственно — без государственной регистрации.
Неужели губернаторам означенных областей здоровье россиян дороже, чем сотрудникам Минсельхоза и правительства, для которых, судя по всему, экономические показатели стоят на первом месте?
Бойся не трансгена, а страха своего
Спросите любого встречного-поперенчного, и он вам скажет, что генно-модифицированные продукты очень опасны. Они могут вызывать аллергию и онкологические заболевания, со временем изменяют генетику человека, оказывают другие пагубные воздействия на внутренние органы человека и опасно отражаются на потомстве…
Не сомневаюсь, все вы тоже об этом слышали и читали, а некоторые даже во всём этом уверены. Во всяком случае, по недавним данным ВЦИОМ, 80 процентов россиян — противники ГМО.
О страшной опасности трансгенных продуктов начали писать и говорить — как у нас, так и за рубежом — ещё в доинтернетную эпоху. Причём так активно и так массово, что многие в это свято уверовали, в том числе некоторые чиновники высокого ранга.
Впрочем… Однажды мне довелось разговаривать на эту тему с кандидатом биологических наук, который входил во властные структуры, и он мне тет-а-тет, без диктофона, признался, что каждый волен верить во что угодно, но в обществе и так хватает поводов для недовольства, а потому «там, где без этого можно обойтись, лучше не нагнетать».
Я тоже не хочу нагнетать, но, тем не менее, должен заметить, что все серьёзные специалисты утверждают — на самом деле ГМО никакой опасности не содержат.
Алексей Аграновский, доктор биологических наук, зав. сектором молекулярной вирусологии биофака МГУ:
— Те доводы, которые приводят «ГМО-фобы», — не научные. Ни один серьёзный учёный не задействован в получении данных о том, что продукты ГМО вызывают какие-то неприятные эффекты (https://russian.rt.com/russia/news/812926-uchyonyi-gmo-produkty).
Ирина Голденкова-Павлова, доктор биологических наук, руководитель группы функциональной геномики , ведущий научный сотрудник Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева:
— Данные за последние двадцать лет показали, что эти (генно-модифицированные — С. А.) сельхозкультуры никак не повлияли на людей и животных, которые ими питались (РБК-тренды, 30.04.2021)
Людмила Лутова, доктор биологических наук, зав. лабораторией генной и клеточной инженерии растений Санкт-Петербургского госуниверситета:
— Трансгенные растения появились в 1974 году. С тех пор многие научные лаборатории мира исследовали их метаболизм, и всякий раз вывод был один: эти растения безвредны (Невское время. 22.03.2014)
…Такого рода научные оценки можно продолжать долго. Но даже если ваши знания биологии и генетики, как и у меня, ограничиваются курсом средней школы, вы должны помнить, что селекционеры (предшественники, современники и последователи нашего знаменитого Ивана Мичурина), скрещивая растения, получили много новых плодов. То же самое делали заводчики кошек, собак и более крупных животных. Так появились новые породы лошадей, коров, свиней, а ещё — мул как результат скрещивания осла и кобылы.
Современная генетическая модификация — всего лишь следующая, более высокая ступень селекции. Она направлена на то, чтобы растение не страдало от погодных условий, от насекомых-вредителей, не портилось при транспортировке… Кстати, природа нашей планеты уже миллионы лет является великим генетиком: экспериментируя, она постоянно переносит гены одних организмов другим. Так что, по сути, всё живое на Земле — генно-модифицированное, и всё, что появляется на нашем обеденном столе, — тоже.
Ну, а если вы ели арбуз, помидор или капусту и вас потом мучили аллергия или желудок, виной тому не генетика, а пестициды. Именно пестициды — главный враг здоровья российских граждан. В прошлом году наша страна стала крупнейшим в Европе рынком химических средств защиты растений.
Страшно, аж жуть!
Вернусь к началу этих заметок. Сообщение про импортные трансгенные соевые бобы и шрот прошло в общероссийском информационном потоке почти никем не замеченным. В последний год страх перед генно-модифицированными продуктами выпал из сферы общественного внимания.
С чего бы это? А с того, что ГМО-фобию затмила в последний год другая фобия — вакцинирование от covid-19. При этом вот что интересно — у массовой боязни как перед трансгенными продуктами, так и перед антикоронавирусными вакцинами один и тот же адрес. И в России, и во многих других странах миллионы людей боятся, что прививка — это тоже выдумка воротил бизнеса, которые хотят извести народ.
Зачем миллиардерам и миллионерам нас истреблять, если мы являемся массовыми потребителями их продукции и услуг? Этого толком объяснить никто не может. Но всем страшно! Аж жуть!
* * *
…Рассказывают, будто с полвека назад в Ленинградском университете вёл военное дело полковник запаса, мягко говоря, далеко не Сократ. И вот однажды наглые филфаковские студиозусы решили над ним подшутить.
— Товарищ полковник! — обратился к преподавателю один из них. — Говорят, у американцев появилось новое оружие массового поражения — называется не то лакмус, не то метилоранж…
— Не волнуйтесь товарищи, — спокойно ответил полковник, — у нас есть и пострашнее оружие.
Не берусь утверждать, так оно было на самом деле или это всего лишь байка, но точно известно, что ГМО и противоковидные вакцины в той же степени опасны для человека, в какой лакмус и метилоранж могут быть оружием массового поражения.