Квартет

Григорий Иоффе
Июль20/ 2023

«Мозгократия» пишет для тех, кому 16+, то есть для взрослых. Но сегодня — для детей. Лето перевалило за серединуне за горами новый учебный год, в котором обязательно будет немало весёлого.

— Басню все выучили?

Поднялся лес рук.

— А ты, Двойкин?

— А я что? Я учил! Про щуку. И про этого, как его…

— Про осла! — подсказал Четвёркин.

— Тогда с тебя, Двойкин, и начнём, — сказала учительница. — Выходи, рассказывай. А до тебя, Четвёркин, очередь тоже дойдёт. Не переживай.

— А я и не переживаю. Чего мне переживать, если я на пятёрку знаю.

Двойкин тем временем уже шёл отвечать. На ходу дал Четвёркину подзатыльник и остановился у доски. Со стены на него настороженно смотрел баснописец И.А. Крылов. Двойкин помахал дедушке рукой. Потом почесал за ухом.

— Так учил? — переспросила учительница.

— Учил. Наизусть. «Квартет». Басня.

— Про щуку?

— Про щуку.

— Ну-ну, рассказывай, что там у тебя со щукой. Какие проблемы?

Двойкин поглядел в окно на заснеженный школьный двор, приосанился, приподнял правую руку и принялся декламировать:

— Когда в товарищах согласья нет… — сказал он громко и опустил руку.

— Согласья нет, — поддержала учительница, это точно. — И что дальше?

— Я знаю, я учил. Вот! Когда в товарищах согласья нет, то выйдет из него не дело, только мука.

— Из него? Кого — него?

— Ну, как? Из этого, из согласья.

— И что же дальше? — поинтересовалась учительница.

— М-м… — Двойкин посмотрел на потолок и продолжил, будто что-то там прочитав: — …Не дело, только мука. Однажды лебедь, рак и щука задумали сыграть квартет!..

Двойкин окинул замерший класс победоносным взором и поклонился.

Тройкин не выдержал и начал хлопать. Тишина в классе взорвалась. Учительница встала, вытерла белым платочком скатившуюся слезу и сказала:

— Вот, ребята, учитесь! Я задавала одну басню, а Двойкин выучил целых две!

— Современное прочтение! — не удержался театрал Четвёркин.

— А что, если он так видит? — добавил киноман Тройкин.

После таких глубокомысленных заявлений класс притих. Только Пятёркин глубоко вздохнул. За ним вздохнул Двойкин. Каждый думал о своём.

Молчание прервала учительница:

— Так ты говоришь — квартет?

— Это не я, — выходя из оцепенения, оживился Двойкин. — Это Крылов. Иван Андреевич.

— Квартет? Втроём? Это как же?

— Ну, как? Возьмут эти, клюшки, мячики…

— Да это он с крокетом перепутал, — сообщил сообразительный Четвёркин.

Учительница перевела взгляд на Четвёркина:

— А наш пострел везде поспел! Он всё знает! Тогда объясни Двойкину, что такое квартет.

— Так это ежу понятно, — начал Четвёркин. — Обычное дело. Выходят, как бы, на сцену музыканты. Ну, вот, из басни. Со смычками. Ну, достали нот, баса, альта, две скрипки.

— Так их у тебя пятеро! — выкрикнул Тройкин.

Четвёркин стал загибать пальцы:

— Ну, лебедь, рак, щука… А может, осёл?..

— Всё! — сказала учительница. — Я всё поняла: современное прочтение, Станиславский ты наш. Ну, а ты, Штирлиц? — она перевела взгляд на Двойкина. — Решил две басни в одну зашифровать?

— Я знаю, я учил, — басом сказал Двойкин.

— Как же ты учил, если у тебя трио, а басня называется «Квартет»? Трио — это что?

— Трио? Так это и ежу… Ну, это как три раза сказать О. О, о, о.

— Молодец! — похвалила учительница. — Ты и это выучил! А дуэт?

Двойкин покосился на форточку.

— Это вы по-французски?

— Я? По-французски? — удивилась учительница. — Это ты о чём?

— Я говорю: где же дует, если форточка закрыта…

Учительница встала.

— Пятёркин!

— Я! — вскочил Пятёркин.

— Расскажи, пожалуйста, нашему солисту про квартет. Всё по порядку.

Пятёркин расправил плечи.

— С соло и начнём, — сказал он отчётливо и громко. — Соло, это когда выступает один музыкант, или один певец, или чтец, вот как Двойкин, например. А дуэт, через «э», — он покосился на Двойкина, — это когда их двое. Трио — трое. А квартет, когда четверо. Как в одноимённой басне. Проказница мартышка, осёл, козёл да косолапый мишка. Вот так, примерно.

— Молодец! — похвалила учительница. — Садись, пять!

— Полный квинтет, — ни с того, ни с сего сообщил обалдевший от свалившейся на его голову информации Двойкин. Класс замер. — Я, значит, соло. Так?

— А дуэт — это вы с Пятёркиным! — крикнул Четвёркин.

— Мы с Пятёркиным вдвоём вам частушки пропоём!  — заголосил Тройкин.

— Так! — учительница хлопнула ладонью по столу. — Оба к доске! Будете читать «Квартет» на два голоса. За осла и за козла.

Тройкин с Четвёркиным встали и побрели к доске, по пути что-то обсуждая. Видимо, распределяли роли.

— А с тобой, Двойкин, что делать? Опять дуэт?

— Это не по-честному, — обиделся Двойкин. — Я учил. Ну, хотя бы с плюсом…

— А плюс-то тебе зачем?

— Меня, когда с плюсом, родители не ругают. Понимают, что старался. Учил.

— Уговорил, ставлю дуэт с плюсом. Вижу, что старался. Это ж надо — за один день две басни выучить!

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

15 + пять =