«Мозгократия» пишет для тех, кому 16+, то есть для взрослых. Но сегодня — для детей. Лето перевалило за середину — не за горами новый учебный год, в котором обязательно будет немало весёлого.
— Басню все выучили?
Поднялся лес рук.
— А ты, Двойкин?
— А я что? Я учил! Про щуку. И про этого, как его…
— Про осла! — подсказал Четвёркин.
— Тогда с тебя, Двойкин, и начнём, — сказала учительница. — Выходи, рассказывай. А до тебя, Четвёркин, очередь тоже дойдёт. Не переживай.
— А я и не переживаю. Чего мне переживать, если я на пятёрку знаю.
Двойкин тем временем уже шёл отвечать. На ходу дал Четвёркину подзатыльник и остановился у доски. Со стены на него настороженно смотрел баснописец И.А. Крылов. Двойкин помахал дедушке рукой. Потом почесал за ухом.
— Так учил? — переспросила учительница.
— Учил. Наизусть. «Квартет». Басня.
— Про щуку?
— Про щуку.
— Ну-ну, рассказывай, что там у тебя со щукой. Какие проблемы?
Двойкин поглядел в окно на заснеженный школьный двор, приосанился, приподнял правую руку и принялся декламировать:
— Когда в товарищах согласья нет… — сказал он громко и опустил руку.
— Согласья нет, — поддержала учительница, это точно. — И что дальше?
— Я знаю, я учил. Вот! Когда в товарищах согласья нет, то выйдет из него не дело, только мука.
— Из него? Кого — него?
— Ну, как? Из этого, из согласья.
— И что же дальше? — поинтересовалась учительница.
— М-м… — Двойкин посмотрел на потолок и продолжил, будто что-то там прочитав: — …Не дело, только мука. Однажды лебедь, рак и щука задумали сыграть квартет!..
Двойкин окинул замерший класс победоносным взором и поклонился.
Тройкин не выдержал и начал хлопать. Тишина в классе взорвалась. Учительница встала, вытерла белым платочком скатившуюся слезу и сказала:
— Вот, ребята, учитесь! Я задавала одну басню, а Двойкин выучил целых две!
— Современное прочтение! — не удержался театрал Четвёркин.
— А что, если он так видит? — добавил киноман Тройкин.
После таких глубокомысленных заявлений класс притих. Только Пятёркин глубоко вздохнул. За ним вздохнул Двойкин. Каждый думал о своём.
Молчание прервала учительница:
— Так ты говоришь — квартет?
— Это не я, — выходя из оцепенения, оживился Двойкин. — Это Крылов. Иван Андреевич.
— Квартет? Втроём? Это как же?
— Ну, как? Возьмут эти, клюшки, мячики…
— Да это он с крокетом перепутал, — сообщил сообразительный Четвёркин.
Учительница перевела взгляд на Четвёркина:
— А наш пострел везде поспел! Он всё знает! Тогда объясни Двойкину, что такое квартет.
— Так это ежу понятно, — начал Четвёркин. — Обычное дело. Выходят, как бы, на сцену музыканты. Ну, вот, из басни. Со смычками. Ну, достали нот, баса, альта, две скрипки.
— Так их у тебя пятеро! — выкрикнул Тройкин.
Четвёркин стал загибать пальцы:
— Ну, лебедь, рак, щука… А может, осёл?..
— Всё! — сказала учительница. — Я всё поняла: современное прочтение, Станиславский ты наш. Ну, а ты, Штирлиц? — она перевела взгляд на Двойкина. — Решил две басни в одну зашифровать?
— Я знаю, я учил, — басом сказал Двойкин.
— Как же ты учил, если у тебя трио, а басня называется «Квартет»? Трио — это что?
— Трио? Так это и ежу… Ну, это как три раза сказать О. О, о, о.
— Молодец! — похвалила учительница. — Ты и это выучил! А дуэт?
Двойкин покосился на форточку.
— Это вы по-французски?
— Я? По-французски? — удивилась учительница. — Это ты о чём?
— Я говорю: где же дует, если форточка закрыта…
Учительница встала.
— Пятёркин!
— Я! — вскочил Пятёркин.
— Расскажи, пожалуйста, нашему солисту про квартет. Всё по порядку.
Пятёркин расправил плечи.
— С соло и начнём, — сказал он отчётливо и громко. — Соло, это когда выступает один музыкант, или один певец, или чтец, вот как Двойкин, например. А дуэт, через «э», — он покосился на Двойкина, — это когда их двое. Трио — трое. А квартет, когда четверо. Как в одноимённой басне. Проказница мартышка, осёл, козёл да косолапый мишка. Вот так, примерно.
— Молодец! — похвалила учительница. — Садись, пять!
— Полный квинтет, — ни с того, ни с сего сообщил обалдевший от свалившейся на его голову информации Двойкин. Класс замер. — Я, значит, соло. Так?
— А дуэт — это вы с Пятёркиным! — крикнул Четвёркин.
— Мы с Пятёркиным вдвоём вам частушки пропоём! — заголосил Тройкин.
— Так! — учительница хлопнула ладонью по столу. — Оба к доске! Будете читать «Квартет» на два голоса. За осла и за козла.
Тройкин с Четвёркиным встали и побрели к доске, по пути что-то обсуждая. Видимо, распределяли роли.
— А с тобой, Двойкин, что делать? Опять дуэт?
— Это не по-честному, — обиделся Двойкин. — Я учил. Ну, хотя бы с плюсом…
— А плюс-то тебе зачем?
— Меня, когда с плюсом, родители не ругают. Понимают, что старался. Учил.
— Уговорил, ставлю дуэт с плюсом. Вижу, что старался. Это ж надо — за один день две басни выучить!