Куда в Петербурге поселил Гоголь своих запорожцев?

Александр Крейцер
Февраль15/ 2024

Запорожцы из гоголевской «Ночи перед Рождеством» скорее всего могли остановиться в столичном доме гетмана Украины. А им был Кирилл Разумовский, живший во дворце на Мойке.

Временный Зимний дворец и ресторан «Сон»

Грандиозный деревянный временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны, построенный Бартоломео Растрелли, располагался на участке от набережной реки Мойки почти до Адмиралтейства. Этот участок был ограничен также Кирпичным переулком, Малой Морской улицей и Невским проспектом.

Начинаясь от берега Мойки, дворец доходил до Малой Морской, на которой позже поселился Николай Васильевич Гоголь. Очевидно, память пространства, к которой был чувствителен писатель, должна была донести до него воспоминания о существовавшем рядом с его домом царском барочном дворце, построенном на то время, пока не будет закончен новый, каменный Зимний дворец, и посейчас являющий собой гордость Петербурга.

Нынешний Кирпичный переулок, где находилась одна из границ временного Зимнего дворца, одним концом упирается в Малую Морскую, а другим — в набережную Мойки. Ныне здесь, на первом этаже углового здания, располагается коктейль-бар-ресторан, стены которого украшают картины призрачных видений. На форменных одеждах обслуживающего персонала можно прочитать надписи вроде «Я снюсь». А на зеркале в туалетной комнате написано шуточное прощальное: «Увидимся во сне».

 

Нос, сон и Казанский собор

Неизвестно, читал ли Николай Васильевич справа налево слово «нос», давшее название одной из его петербургских повестей, на за писателя это сделал еще в 1920-е годы фрейдист Иван Ермаков. «Нос» наоборот — это «сон». И фантастическая, поистине колдовская повесть «Нос», написанная в доме на Малой Морской, отсылает к описанию сна не случайно.

Сонное видение явственно ощутимо в тех сценах повести, где майор Ковалёв беседует со своим отделившемся от лица носом не где-нибудь, а в Казанском соборе, кафедральном соборе столицы. Причём Ковалёв и Гоголь не замечают находящейся слева от Царских врат чудотворной иконы Казанской Божией Матери, во имя которой и был освящён храм. И это при том, что когда майор подходит к своему носу, тот молится…

 

Сон и дворец Разумовского

Заколдованный Гоголем под сон Казанский собор почти примыкает к территории бывшего Воспитательного дома и Сиротского института, теперь занимаемой Педагогическим университетом им. А.И. Герцена. Главный, пятый, административный корпуса университета и есть бывший дворец многолетнего президента Академии наук, гетмана Украины графа Кирилла Григорьевича Разумовского.

Дворец этот построили знаменитые петербургские архитекторы Александр Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот. В казну здание было куплено в 1797 г. для Воспитательного дома. А во времена Гоголя здесь располагался Сиротский институт императора Николая I.

Парадный фасад бывшего дворца Разумовского смотрит прямо через Мойку на то место, где когда-то стоял барочный растреллиевский временный дворец Елизаветы Петровны, ограниченный с одной из сторон Кирпичным переулком.

И если Гоголь заколдовал под сонное видение даже Казанский собор, то уж тем более писатель должен был так же поступить с расположенным рядом с этим храмом дворцом Кирилла Разумовского и Зимним дворцом Елизаветы Петровны.

 

Педагогический университет им. А.И. Герцена. Фото автора

 

Запорожцы, дворцы Разумовского и временный Зимний

Где скорее всего могли остановиться приехавшие в Петербург к царице запорожцы из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Наиболее вероятным местом остановки можно считать именно дворец последнего гетмана Украины, которым и был Разумовский. Гетманство Екатерина II упразднила в 1764 г. А это значит: время действия гоголевской повести можно отнести к периоду от 1762 г., когда вступила на престол Екатерина (её живописный образ дан писателем в сценах приёма запорожцев во дворце), до 1764-го, когда была упразднена должность гетмана Украины — одного из героев «Ночи перед Рождеством».

Тогда получается, что царский дворец, куда едут запорожцы из дворца гетмана, — временный Зимний дворец, выходивший своими фасадами на Невский проспект и набережную Мойки, в частности — прямо напротив дворца Кирилла Разумовского.

 

Дворец Разумовского и нуль

Но всегда надо помнить, что мы имеем дело с гоголевским колдовским миром, т.е. с мистификацией, сном, в котором всё может быть перепутано.

Гетманом в повести «Ночь перед Рождеством» назван Потёмкин, присутствующий на встрече запорожцев и кузнеца Вакулы с царицей. Но Григорий Потёмкин гетманом никогда не был. Значит, Гоголь всё-таки подразумевал под гетманом Разумовского.

Тем не менее дворец Кирилла Разумовского, где могли остановиться запорожцы, в период возможного действия петербургских сцен повести… не существовал. Его начали возводить лишь в 1762-м, когда Екатерина II взошла на престол, и завершили строительство в 1766-м. В 1762 г. на месте этого здания был нуль, а точнее — руины разрушенного, чтобы возвести дворец гетмана, деревянного растреллиевского дворца Рейнгольда Густава Левенвольде, вельможи при дворе Анны Иоанновны, сосланного Елизаветой Петровной в Сибирь. Этот дворец Елизавета подарила Кириллу Разумовскому, «заменившему» его новым дворцом Кокоринова и Валлен-Деламота.

Получается: именно в несуществующий дворец, т.е. дворец, на месте которого нуль, прилетел на чёрте Вакула, чтобы затем поехать вместе с запорожцами к царице. Что ж, художественная находка, достойная Гоголя!

Но он, возможно, лишь опирался на метафизику и память исторического места.

 

Линия красоты S Мойки и нуль

Бывший дворец Разумовского, являвшийся частью Воспитательного дома–Сиротского института, ныне РГПУ им. А.И. Герцена, расположен в центре так называемой линии красоты Мойки. Эта река, протянувшаяся от Синего моста до Мало-Конюшенного, имеет форму латинской буквы S.

Пронизывающую мироздание линию красоты S обнаружил ещё в XVIII веке английский художник Уильям Хогарт. Она подчиняется законам синергетики, науки о самоорганизующихся системах. В системе синергетической S-линии точку, где один её завиток переходит в другой, т.е. приблизительный центр, можно считать точкой, в которой движение сводится к нулю, чтобы изменить направление. Такой центр называют по-разному — точкой бифуркации, перехода или нулевой. Согласно выводам синергетики, если в подобной точке оставлен сильный след, движение далее осуществляется по проложенному однажды направлению (подробнее об этом см.).

Нахождение дворца Разумовского именно в примерном центре S-линии реки Мойки ещё раз указывает на связь этого здания с нулём.

 

Нуль на Мойке в пространстве и времени

Приход к власти Екатерины II ознаменовал новый виток развития России, имеющий, однако, переклички с предыдущим. Начало этого витка омрачило жуткое преступление — был убит супруг Екатерины Пётр III, подписавший свои первые указы в Зимнем дворце на Мойке.

Но «запуску» очередного витка всегда предшествует нуль, дающий возможность начать движение заново.

Итак, в 1762 г. не только на месте дворца Разумовского, т.е. в пространстве, но и в истории России был нуль, который и предполагает в точке перехода от одного завитка к другому синергетическая система S-линии. И это заставляет предположить: два события, а именно — прилёт Вакулы на чёрте к запорожцам и встреча с царицей, в ходе которой кузнец обретает царские черевички, — происходили как в пространственном, так и в историческом нулевом времени…

 

А может быть запорожцев не было ни в том дворце, ни в этом?

Императрица Елизавета Петровна умерла в самом конце 1761 г. не где-нибудь, а в Зимнем дворце, возведённом на берегу Мойки напротив дворца гетмана Кирилла Разумовского. Дворец функционировал до апреля 1762 г., после чего царский двор переехал в Зимний дворец на невском берегу.

Поскольку Екатерина II вступила на престол в конце июня 1762-го, она не могла принимать запорожцев в старом, временном дворце. Не случайно Гоголь описывает дорогу ко дворцу как некий путь, по которому надо ехать в «огромной карете» мимо «бегущих назад четырехэтажных домов» по мостовой, «катящейся под ноги лошадям». А старый Зимний дворец был рядом с дворцом гетмана Разумовского. К нему можно было проехать через мосты — Красный или Зелёный (будущий Полицейский, сейчас опять Зелёный).

Вот и выходит, что Вакула с запорожцами попал всё-таки в новый Зимний дворец, к коему и вправду от дворца гетмана Кирилла Разумовского надо было добираться некоторое время.

Но «большой дом», упомянутый в повести Гоголя, не обязательно дворец гетмана. И, возможно, запорожцы остановились не в нём, а в каком-то другом доме.

 

Ни «да», ни «нет»…

Мы имеем дело с равновесием: «за» идею «дворец Разумовского и Зимний дворец Елизаветы Петровны — место действия петербургских сцен “Ночи перед Рождеством”» и «против» такой идеи. А равновесие сводит на нет, т.е. опять же к нулю, возможность указать на приоритет чего-то одного. Ведь истинное действие петербургских сцен повести «Ночь перед Рождеством» разворачивается в нулевом пространстве и времени.

Сон есть сон.

Но пребывание дворца Разумовского прямо в нулевой точке S-линии реки не может не подтверждать значимость этого здания для Гоголя, однажды подписавшего одно из своих произведений аж четырьмя нулями.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

пять × один =