Будущее. Как научиться думать и жить по-другому?

Сергей Ачильдиев
Декабрь16/ 2021

Изменяется ли климат на нашей планете? Гибнет ли Земля от эксплуатации её человеком? Реален ли переход человечества в новую цивилизацию? Спорить обо всех этих вопросах уже поздно.

В наши дни пора думать о другом — о новом, глобальном мировоззрении, которое помогло бы нам, землянам, адаптироваться к резко изменяющейся реальности и, по возможности, управлять переменами.

Сегодня «Мозгократия» продолжает разговор на темы, поднятые в новой книге известного петербургского эколога Юрия Шевчука «Россия в 2050 году. Избежать неизбежности».

 

Доработались…

Homo sapiens стал первым и единственным демиургом на этой планете. И едва ли не с самого своего рождения он всё создавал для себя — для своего обогащения, своего комфорта, продления своей жизни… Даже название планете — Земля — тоже дал он, человек.

Это безволосое существо с тёмной, белой, жёлтой и красной кожей расселилось повсюду. Ни одно другое млекопитающее никогда не имело ареала обитания, который был бы ограничен только линией горизонта.

Конечно, этот свой мир homo sapiens создавал в трудах — умственных и физических. Он придумывал, строил, конструировал, разрабатывал, растил, лечил… А  кроме того, делал научные открытия, изучал неизведанное на своей планете и за её пределами… Как говорил известный литературный герой, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» [4. Т.2. С. 49]. Но опять-таки, работник только для себя и во имя себя — единственно любимого.

Всё остальное на Земле человек всегда считал принадлежащим ему по праву самого сильного и самого умного, а на самом деле по праву колонизатора.

Да, Господь создал человека по образу и подобию своему (Быт. 1:26), но очень скоро человек преступил замысел Божий и, предавшись эгоизму, жадности, жажде пресыщения, стал вести себя на своей планете как завоеватель. Он убивал животных, рыб и птиц не только для своего пропитания, а ещё и просто так, из любопытства, для забавы, от нечего делать.

Он изводил леса, возводил огромные ГЭС, затапливая плодородные земли, осушал болота, в результате чего мелели реки. Он ставил гигантские заводы и фабрики, заполонил сушу автомобилями, а небо самолётами, и воздух стал отравленным, а концентрация углекислого газа в атмосфере резко возросла.

Ещё не так давно Земля смиренно терпела всё это. Но в последние десятилетия её силы иссякли.  Ещё бы, ведь если к началу ХХ века в мире проживало 1,6 млрд человек, то уже в середине — 2,5 млрд, к началу XXI века — 6,1 млрд, а сейчас, в начале 2020-х годов, — уже около 8 млрд [3. С. 180].

 

Терпенью планеты бывает предел

Во все времена культура человечества была глубоко антропоцентричной. И фундаментом этой культуры неизменно служили аналогичные по своим принципам философские идеи.

Вот всего три из них, кардинально изменившие мировоззрение человека по всему западному культурному ареалу в последние семь столетий.

Ренессанс — в XIV–XVI века охвативший Италию, а затем и другие страны Европы.

Гуманизм  — широко представленный не только мыслителями, но и делателями от Франческо Петрарки до Альберта Швейцера.

Просвещение — на его ниве проявили себя в Англии — Джон Локк, Джон Коллинз, Джон Толанд, Энтони Шефтсбери, во Франции — Вольтер, Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, в Германии — Готхольд Лессинг, Иоганн Гердер, Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте, в США — Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Томас Пейн, в России — Николай Новиков и Александр Радищев.

Главный смысл этих идей заключался в том, что человек — «венец творения», «высшее достижение природы», «единственное разумное существо во всём Мироздании». И эта установка до сих пор остаётся незыблемой в головах большинства землян, в том числе интеллектуальной элиты.

Примеров тому предостаточно, но ограничусь всего одним.

В середине минувшего десятилетия ряду ведущих экономистов мира было предложено изложить свои соображения о том, каким будет мир через сто лет. Один из них, ярчайшая звезда на небосклоне экономики и социально-политической истории, Дарон Асемоглу, выделил 10 вопросов, которые, по его мнению, окажутся наиболее важными. Это — права человека, новые технологии, рост экономики, экономическая неравномерность отдельных стран, рынки труда, здоровье человека, глобализация, продолжатся ли войны, Просвещение, а также население, ресурсы и окружающая среда [1. С. 54–66].

Обратите внимание на очерёдность: «ресурсы и окружающая среда» — в конце, на самом последнем месте.

Возможно, из США проблемы грядущего мира выглядят именно так. Но из РФ они выглядят, как полагает Юрий Шевчук, по-другому: «Признаки глубочайшего экологического кризиса уже налицо:

— резкое изменение климата;

— рост природных катастроф;

— сокращение ресурсов чистой пресной воды и обрабатываемых земель;

— ухудшение здоровья населения;

— отказ систем естественного иммунитета человека;

— уничтожение множества видов живых существ;

— неконтролируемая климатическая миграция» [5. С. 62].

Отсюда следует, что в ближайшие сто лет этот комплексный природный кризис, сопровождаемый переходом человечества в новую цивилизационную модель, будет важнейшим глобальным фактором жизни на Земле.

 

Какой станет философия грядущего?

Отказываться от старых стереотипов всегда очень трудно. Особенно, если речь идёт не об одном человеке, а о нескольких миллиардах людей. Тут требуется новая глобальная идеология, даже, вероятно, философия.

По всей видимости, основой такой философии станет принцип, согласно которому человек — не единственная ценность на Земле, но именно человек несёт ответственность за всю природу — земную и доступную землянам космическую.

А раз так, предстоит выстроить иную, непривычную пока для нас систему ценностей, иную этику.

Во-первых, человек как носитель разума призван стать «существом, не вынуждаемым своей природой убивать, чтобы жить» [5. С. 137]. Если конкретнее, наш разум должен быть направлен на выработку таких технологий, которые позволят человеку питаться, не подвергая массовой гибели всё живое на планете.

Во-вторых, человек должен отказаться от потребления ради потребления. Оно — не удовольствие, к чему приучили нас торговые фирмы, а всего лишь необходимость. И отказываться от той или иной покупки надо не потому, что это тебе не по карману, а потому, что ты можешь без этого обойтись. Иначе говоря, нужна другая, более высокая культура потребления — по принципу разумной достаточности.

В-третьих, предстоит понять, что старая система развития, «которая прежде всего требовала количественного роста во всех отраслях, от добычи полезных ископаемых до книгоиздания, и ставила проблемы экологии на самое последнее место, исчерпала себя — такой подход к будущему уже невозможен» [5. С. 103]. Ресурсно-природной цивилизацией был прошлый век, век индустриализма, нынешний, XXI, — ресурсно-возобновляемый, а, следовательно, новая модернизационная, цивилизация вынуждена будет жить не за счёт Природы, а опять-таки за счёт технологий.

В-четвёртых, уже ближайшее будущее потребует понимания того, что во многих сферах жизни всемирное выше национального. Covid-19 наглядно продемонстрировал, что с этой вирусной заразой можно справиться только общими усилиями всех государств. Но даже теперь, незадолго до третьей годовщины начала пандемии, политики ведущих стран продолжают упрямо защищать свои национальные интересы, фактически развязав войну вакцин.

И, наконец, в-пятых, главный вопрос нынешнего столетия — не в противостоянии условного Запада и не менее условного Востока, иудео-христианской и мусульманской культур. Главный вопрос века — в противостоянии современности и традиционализма, сознания модернизационного общества и сознания традиционалистского общества.

…В разработке будущей новой философии и этики важную роль, возможно, могла бы сыграть Россия, чей вклад в гуманитарные науки в ХХ веке стал одним из наиболее значимых.

 

Мир меняется раз, мир меняется два…

Позитивные перемены в сознании многих людей на Земле уже идут полным ходом.

Благотворительность, волонтёрские организации, альтернативная медицина вовлекли в свои ряды сотни миллионов граждан по всему свету. Миллионы помогают друг другу добраться до нужного места, беря попутчика в свою машину, проводят отпуск  по системе home change, дают бесплатные консультации в интернете… Не случайно социологи уже говорят, что потребительское общество понемногу трансформируется в общество взаимовыручки.

В разных странах, особенно в Европе, дети с малых лет воспитываются в понимании того, что надо беречь природу. Да и у нас в России — пожилые подтвердят — с большей любовью стали относиться к животным, прежде всего к домашним.

Над проблемами будущего размышляют учёные в разных странах. В начале века в Британии открылись Центр по изучению экзистенциальных рисков (Кембридж) и Институт будущего человечества (Оксфорд), в США — Проект по изучению глобальных системных рисков (Принстон). Созданы технологии переработки морской воды в пресную, уже выводят микробов, которые питаются пластиком, несколько десятков исследовательских компаний выращивают (пока в пробирках) куриное, говяжье, свиное и рыбное мясо [2. С. 30]…

В одной статье все новации перечислить невозможно. Но, думаю, и без того ясно: мир очень быстро меняется, и человеку тоже необходимо изменить себя — свою мораль, свою нравственность, свои поведенческие нормы, своё отношение к окружающему миру.

Иначе просто не выжить.

 

Литература

  1. Асемоглу Д. Мир, который унаследуют наши внуки // «Через 100 лет». М., 2017
  2. Бабичева Е. Завтрашнее мясо. Мир на пороге пищевой революции // Огонёк. 2019. № 49
  3. Вишневский А. Россия в глобальной политике. 2009. № 5. Т. 7
  4. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т.2. СПб., 1913
  5. Шевчук Ю.С. Россия в 2050 году. Избежать неизбежности. СПб., 2021


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

2 + двадцать =